Версия для слабовидящих:
ardos-gk@mail.ru (3412) 47-90-88
 

Доступная среда для Всех!

 
Полезное

Новости

Скидка - слово приятное.

Эту новость хотим посвятить скидкам. Очень многие из желающих приобрести ходунки АРДОС спрашивают о возможных скидках. Сообщаем...

Доступная среда В КОНТАКТЕ

Мы рады собщить, что информационное поле о нашей компании расширилось и начало покорять социальную сеть В КОНТАКТЕ. Мы уже выгрузили...

Тактильный зоопарк - СКОРО!

Мы уже писали о том, что Удмуртия явилась уникальным регионом, в котором реализуется необычный проект - "ТАКТИЛЬНЫЙ ЗООПАРК".
Первой скульптурой в таком зоопарке будет МОРЖ. Он будет оснащен стендом, на котором будет представлено описание моржа как в обычном формате, так и в виде дублирования текста шрифтом Брайля. Кроме этого, будет возможность воспроизведения звукового файла с описанием этого животного.

 

Вот что пишет об этом проекте Любимова М.П. - научный сотрудник

ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования»

Россия, г. Москва

 "В своей работе «Основы дефектологии» Лев Семёнович Выготский говорил, что к ребёнку с нарушением зрения, слуха и др. нужно подходить с той же меркой и теми же требованиями, что и к нормально развивающемуся ребёнку.

Опираясь на это суждение, мы должны идти дальше. И, если предъявляемые нами требования ко всем детям одинаковые, то и условия для познания окружающего мира у детей должны быть одинаковые. Так зрячий ребёнок познаёт мир через зрение, а слепой через осязание.

Идея знакомства слепых и слепоглухих детей с животным миром не нова. В разное время реализовывались разные проекты, из которых можно выделить такие как «Контактный зоопарк», «Зоопарк на кончиках пальцев» и другие.

«Контактный зоопарк» сегодня реализован во многих зоопарках страны. Его основная задача – дать возможность посетителям зоопарка напрямую взаимодействовать с животными. В контактном зоопарке присутствуют только домашние животные и их перечень сильно ограничен.

«Зоопарк на кончиках пальцев» реализуется в библиотеках для слепых или других учреждениях, работающих с инвалидами по зрению, куда организованно приводят детей с нарушением зрения и знакомят с домашними животными и птицами.

Мы сейчас не будем подробно описывать и анализировать каждый из вышеприведённых способов знакомства слепых и слепоглухих с животными. Отметим только одно – все эти способы позволяют познакомиться с домашними животными. А ведь животный мир не ограничивается кошками, собаками, кроликами, домашними птицами и т.д. Животный мир богат и разнообразен. Как показать человеку, лишённому зрения, моржа, крокодила, диких птиц?

Конечно, если невозможно посмотреть на что-то вживую, то на помощь приходят игрушки, модели, макеты и изображения интересующего нас объекта. Мы можем вместо моржа показать рельефно-графическое изображение моржа, которое слепой посмотрит руками. Или можем найти в магазине игрушечного моржа и также показать его слепому. В чём тут сложность? – спросите Вы.

Задача педагога вложить в слепого или слепоглухого ребенка правильное представление об объекте, явлении, ситуации и наполнить всё это верным и однозначно понимаемым содержанием.

Мы можем купить в магазине игрушечного крокодила, посмотреть с ребёнком мультфильм про Крокодила Гену и Чебурашку, почитать сказки К.И. Чуковского. И в итоге, что мы получим? А получим мы примерно следующее представление:

Крокодил – это доброе существо, которое помогает всем, кто нуждается в помощи. Иногда крокодилы кушают маленьких детей, но это не у нас, а в Африке. Крокодилы разговаривают, одеваются, ходят на задних лапах и т.д.

Согласитесь, что образ крокодила, созданный в детской литературе, не соответствует действительности. Мы с Вами это прекрасно понимаем, и, воспитывая зрячих детей, родители посещают зоопарки, показывая настоящего живого крокодила, смотрят с детьми научно-популярные документальные фильмы про живую природу, изучают фотографии и многое другое. Родители и педагоги учат детей различать настоящую живую природу и одушевлённую, очеловеченную живую природу, созданную художниками, писателями для детей.

Но если говорить о слепорожденных детях, тем более о слепоглухих, то мы понимаем, насколько ограничены возможности познания мира. Фотографии и фильмы не доступны, тоже самое, и с зоопарками. Педагог может описать фотографию или изображение в фильме. Но для того, чтобы у ребенка по описанию сложился образ, он должен обладать достаточным опытом, а его у ребенка нет. Ведь в мире слепорожденного ребенка по-настоящему существует только то, что он держал в руках и осматривал тактильно. Просматривая фильм, ребенок сможет узнать о жизни животного, послушать характерные издаваемые животным звуки. В зоопарке ребенок обычно осматривает руками решетку клетки, за которым находится животное, если повезет, то услышит звуки и голос животного и может почувствовать запах.

В некоторых зоопарках стоят скульптуры отдельных животных. Но их задача в первую очередь, это эстетическое оформление территории зоопарка, они не предназначены для тактильного восприятия слепыми людьми и тем более детьми. Такие скульптуры обычно неудобно расположены, к ним часто нет подхода, они имеют слишком большой размер, поэтому ребенок может осмотреть только отдельные части скульптуры – лапы, кончик хвоста. В этом случае получается как в одной притче о четырех слепых людях, которые осматривали слона. Один говорил, что слон похож на столб – ему досталась для осмотра нога, второй утверждал, что слон похож на змею – ему достался хобот, третий настаивал, что слон похож на блюдо, так как он смог посмотреть только ухо, четвертому достался хвост…

Помимо описанных проблем скульптуры, предназначенные для декорации, часто стилизованы, имеют не точные черты, их фактура очень отличается от той, которую имеет животное на самом деле. А ведь мы должны постоянно помнить, что знакомя впервые слепорожденного ребенка с любой моделью, мы формируем у него образ того или иного объекта окружающего его мира. Не удачная модель может навсегда исказить образ объекта в представлении ребенка. Примером этого служит рассказ одной слепорожденной женщины, которая рассказывала, что в детстве в игрушках у нее был пластиковый медведь на подставке и именно он стал для нее эталоном образа медведя. Она после этого видела и другие модели этого животного, но когда кто-то говорит о медведе у нее возникает образ именно того пластикового медведя с подставкой приклеенной к ногам.

Проект «Тактильный зоопарк» реализует не только и не столько задачу создания скульптуры животного, сколько задачу восполнение чувственного опыта слепых и слепоглухих через скульптуру.

Перед нами была поставлена задача, создать скульптуру животного так, чтобы сохранить её художественную и эстетическую ценность, но вместе с тем передать всю анатомию, животного так, чтобы она была однозначно понятна при тактильном восприятии.

Поставленная задача на первый взгляд является простой. Как говорится – демон кроется в мелочах. Так и в процессе реализации проекта все сложности оказались скрыты в мелочах и тонкостях.

Для скульптора важным было добиться анатомической точности. Для тифлопедагогов важным было передать характерные особенности животного. И вот на этом моменте возникал конфликт интересов: жертвовать натурализмом ради педагогики или жертвовать педагогикой ради натурализма.

Ярким примером такого конфликта являлась задача выбора способа отображения шерстяного покрова моржа. На самом деле у моржа очень тонкий шерстяной покров, состоящий из редкого ворса и его видно только визуально, при тактильном осмотре он не чувствуется, но он есть. Встал вопрос как его отразить на скульптуре.

На скульптуре выполненной из гипса, скульптором было предложено три варианта покрова, от едва уловимого, но более приближенного к настоящему, до более грубо и явно выраженному, который сильнее ощущался тактильно. Визуально всё было сделано безупречно и все три покрова почти не отличались друг от друга. Используя разную технику, было показано направление, густота и другие различия шёрстного покрова. Но это визуально, а наша задача передать с помощью скульптуры образ моржа и наполнить его верным и объективным содержанием. Шерстяной покрова не являются ключевой характеристикой моржа, но поскольку наша задача максимально передать и анатомическую точность животного, он должен быть.

Собрав группу экспертов из тифлопедагогов и тифлопсихологов, работающих со слепыми детьми мы провели экспертизу скульптуры.

Каждый эксперт должен был тактильно осмотреть скульптуру и дать своё заключение.

Обладает ли скульптура достаточным количеством характерных особенностей данного животного, передаёт ли скульптура образ данного животного. Достаточно ли выражены характерные черты данного животного для его идентификации.

В ходе экспертизы на обсуждение тифлопедагогов выносились спорные моменты: как реализовать шёрстный покров; понятна ли поза животного и т.д.

По окончанию экспертизы все заключения были проанализированы, и на основании комментариев экспертов принималось окончательное решение по реализации спорных моментов по скульптуре.

При выборе животных для создания скульптур мы исходили из принципа от простого - к сложному.  Морж, по сравнению с остальными животными, которые будут созданы, был самым простым объектом.

Сейчас наша команда работает над скульптурами крокодила и пеликана.

И вновь, как и с моржом, мы начинаем с самого начала: создание технического задания; корректировка промежуточных результатов до момента создания скульптуры в гипсе. А дальше вновь тифлопедагогическая экспертиза, учёт замечаний, доработка и бронзовая скульптура."

 

Желаем удачи всем, кто занимается этим проектом!